IMG_3064

В Краснодаре прошел круглый стол на тему «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы развития»

Круглый стол был проведен 26 июля 2017 года в городе Краснодаре в 15-00 часов, по адресу город Краснодар, ул. Красноармейская, 53.

Организатором круглого стола, стала АНО «Центр развития благотворительных программ «Край милосердия», при поддержке администрации Краснодарского края, Общественной палаты Краснодарского Края.

Участие в Круглом столе приняли представители профильных министерств и ведомств, представители краевой и городской администрации, директора, педагоги и психологи целевых общеобразовательных школ, представители СОНКО края, родительского сообщества, СМИ.

С приветственным словом выступила Секретарь Общественной палаты Краснодарского края Любовь Викторовна Попова. По ключевым вопросам выступили: Наталья Михайловна Попова, председатель АНО ЦРБП «Край милосердия», координатор проекта «Уроки доброты» Яна Владимировна Бяхова, психолог инклюзивного центра «Альтар» Кристина Борисовна Мощенко, заведующая кафедрой психологии, педагогики и социальных дисциплин Кубанского института профессионального образования (КИПО), начальник управления по делам ветеранов, реабилитации инвалидов и организации безбарьерной среды Плешакова Елена Александровна, руководитель «Центра психолошо-педагогической, медицинской и социальной помощи «Детство» Лушняк Галина Ивановна, секретарь Общественной палаты Краснодарского края Любовь Викторовна Попова. Впервые в дистанционном формате принимали участие представители Региональной Общественной Организации помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт»: Елена Багарадникова (председатель) и Анна Степаненко (специалист в области поведенческого анализа), г. Москва, и Надежда Назарова – представитель родительской общественной организации «Включи» г. Сочи

Организатор успешно достиг поставленных целей:

1.       Обсуждение перспектив развития инклюзивного образования в Краснодарском крае,

2.       Знакомство с проектом «Уроки доброты»,

3.       Выработка порядка взаимодействия.

Участники мероприятия получили методические пособия «Индивидуальный подход к ребенку с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования», разработанные и изданные Автономной некоммерческой организацией «Центр развития благотворительных программ «Край милосердия» на средства, полученные по результатам конкурса субсидий (грантов) администрации Краснодарского края для поддержки общественно-полезных программ социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Пособие предназначено для широкого круга специалистов, работающих с нормативно развивающимися детьми дошкольного и школьного возраста, а также с детьми с ОВЗ: специалистов школьных консилиумов (педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов, тьюторов), учителей и руководителей образовательных учреждений. Оно содержит информацию, которая поможет успешному внедрению инклюзивного образования в Краснодарском крае.

На круглом столе обсуждались следующие вопросы:

1.                  Сущность инклюзивного образования.

2.                  Опыт введения инклюзивного образования в регионах России.

3.                  Успешный опыт инклюзии детей с ОВЗ в Краснодарском крае.

4.                  Подготовка тьюторов для организации инклюзивного образования.

5.                  Организация доступной среды.

6.                  Презентация проекта «Уроки доброты».

IMG_3044

По итогам проведенного мероприятия участники приняли следующую резолюцию:

Участники пришли к следующим выводам:

1.       На сегодняшний день распространено большое количество заблуждений в отношении инклюзивного образования. Изданное пособие помогает преодолеть эти заблуждения. Его распространение будет способствовать их устранению среди педагогического состава и поможет подготовить педагогов к более глубокому внедрению инклюзивного образования в дальнейшем.

2.       В Краснодарском крае существует большое количество родителей детей с ограниченными возможностями здоровья – членов общественных родительских организаций, заинтересованных в организации инклюзивного обучения для детей с ОВЗ, готовых принимать активное участие в этом процессе.

3.       Вместе с тем на данный момент уже существуют программы среднего специального, дополнительного образования, и программы профессиональной переподготовки, успешно реализуемые в Кубанском институте профессионального образования (КИПО) и КБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж», которые позволяют их выпускникам работать в качестве тьюторов и сопровождать детей с ОВЗ во время учебного процесса.

4.       Существуют примеры успешной инклюзии детей с ОВЗ в классы для нормативно развивающихся детей, которые могут служить бесспорным доказательством того, что более интенсивное и широкое внедрение инклюзивного обучения на территории Краснодарского края вполне реализуемо.

5.       Существует многократно апробированная и успешно функционирующая модель поэтапной инклюзии детей с ОВЗ (в частности – с расстройствами аутистического спектра) в образовательный процесс с нормативно развивающимися сверстниками, основанная на методике прикладного анализа поведения. Подготовка специалистов для работы в рамках данной модели может быть проведена в очно-заочной форме на базе работающих по ней школ г. Москвы.

6.       Проект «Уроки доброты» будет способствовать преодолению социальных и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с особыми потребностями к общему образованию и формированию инклюзивной культуры в образовании.

Для улучшения текущей ситуации с диагностикой РАС решено:

1)      Создать базу тьюторов Краснодарского края, куда смогут обратиться родители детей с ОВЗ для подбора специалиста, сопровождающего ребенка во время учебного процесса.

2)      Обратиться в Министерство образования Краснодарского края, департамент образования г. Краснодара с инициативой проведения в г. Краснодаре пилотного проекта «Ресурсный класс» на базе одной из школ, рекомендованных департаментом образования для реализации проекта «Уроки доброты» и дальнейшего внедрения данной практики в Краснодарском Крае.

IMG_3030