369812

Опрос: пиарщик НКО должен уметь писать, слушать и разговаривать

В «Благосфере» обсудили компетенции специалистов в области коммуникаций НКО. Центр провел экспертный опрос на эту тему среди представителей некоммерческого сектора. Результаты представлялись публично и транслировались онлайн.

По итогам опроса было выделено несколько ключевых компетенций специалиста по коммуникациям в НКО: системное и креативное мышление, мастерство обращения со словом, способность к построению и развитию партнерских отношений, межличностная восприимчивость (речь, в частности, идет о способности уметь слышать других и дипломатичности), планирование и организация (способность к многозадачности и контролированию результатов), профессионализм (восприимчивость к трендам, обладание критическим взглядом и стремлением к улучшению и саморазвитию), адаптивность и эмоциональная устойчивость, приверженность (вера в идею, понимание того, чем занимается организация, и ее ценностей) и профессиональная смелость — готовность к экспериментам и ошибкам, обладание решимостью действовать в неопределенной ситуации.

По словам экспертов, участвовавших в исследовании, некоммерческая среда характерна тем, что, в отличие от бизнеса, здесь есть возможность рисковать.

На сегодняшний день не существует детально описанных компетенций в области коммуникаций для НКО, говорит директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра «Благосфера» Елена Темичева. Даже иностранные исследования и модели только частично отвечают на этот вопрос. «Мы хотим актуализировать эти знания», — подчеркнула она. Для этого «Благосфера» провела экспертный опрос среди представителей некоммерческого сектора, который помог выявить ключевые компетенции для сотрудников, способных отвечать за коммуникации в некоммерческой организации.

Само понятие «компетенции» пришло из опыта американской армии, рассказала Евгения Карабанова, партнер профессионального сообщества независимых консультантов Executive Development. Военные обратили внимание на то, что разные люди по-разному подходят к одним и те же задачам, пояснила она: «И тогда им пришла в голову идея: если это так, то нужно взять успешных людей, которые добиваются результата в этой деятельности, и пошагово, конкретно описать, что они делают. И рассказать другим людям. Тогда другие будут делать так же, и это повысит их результативность. Так родились компетенции». При этом, как подчеркнула Карабанова, компетенция не описывает любое поведение, интересно только то поведение, которое является фактором успеха.

Компетенции – это определенные человеческие качества, говорит Анна Бибик, партнер Executive Development. При этом она считает, что есть только одна область, где человек может быть оценен более или менее объективно, – это область действий. Речь идет о том, как он себя ведет в определенной ситуации, поэтому можно сказать, что компетенция – это те действия, которые важны в определенной деятельности. Для некоммерческого сектора здесь важны два фактора: сама деятельность, задачи, которые решают люди с коммуникативной ролью, какие приоритеты перед ними стоят и специфика рабочей среды. Эта специфика отличается в коммерческом и некоммерческом секторах.

Область применения компетенций в бизнесе — это привлечение и выбор лучших кандидатов (важно понимать через определенные критерии, что соискатель — «наш человек»), управление эффективностью сотрудников (грамотное направление человека, определение того, как за счет минимальных усилий он достигнет максимального результата), распределение задач в команде и обучение, развитие сотрудников (создание плана, кого и чему учить и в какой последовательности).

В «Благосфере» подчеркивают, что полные результаты экспертного опроса достаточно объемны и большой отчет будет доработан и опубликован позже. На его основе также будут сделаны удобные информационные продукты, которыми смогут воспользоваться некоммерческие организации.

Читать еще