olya-788x520

Почему не все НКО стремятся попасть в реестр поставщиков социальных услуг

В столичном специализированном центре занятости «Моя карьера» состоялась дискуссия «СО НКО как участники реестра поставщиков социальных услуг: снять ограничения и расширить участие».

СО НКО и социальные услуги

Участники встречи обсудили, как СО НКО попасть в реестр поставщиков соцуслуг, какие препятствия этому существуют и как те организации, которые уже находятся в этом реестре, получают компенсации.

«Москва — один из немногих регионов, которые столько внимания уделяют СО НКО, — говорит Владимир Филиппов, заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. — Мы пытаемся найти единые подходы, чтобы нашим партнерам из коммерческого и некоммерческого сектора с нами было удобно и выгодно».

В своем выступлении он подчеркнул, что необязательно все работающие в социальной сфере НКО должны быть в реестре поставщиков услуг. Для власти важно, чтобы существовала конкуренция на рынке предоставления соцуслуг, тогда и качество их будет выше.

«Только в конкурентной среде рождается качество услуг. Появляется сравнение и сопоставление тех услуг, которые предоставляются в государственной и негосударственной сети. Сегодня чуть больше 180 организаций включены в реестр поставщиков. Из них более 50 — негосударственные», — подчеркнул Павел Келлер, заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Порядка 5 тыс. человек сейчас получают услуги негосударственных организаций. По сравнению с 2015 годом, когда появился реестр СО НКО, количество получателей выросло в 100 раз. Основное — услуги на дому (более 4 тыс. человек) и в стационарной форме (более 560 человек).

«Но все-таки включение в реестр — это еще не гарантия получения денежных средств, — говорит Келлер. — Реестр поставщиков — это конкурентная площадка, где каждый предоставляет услуги в соответствии со стандартами. Поэтому дальнейшее развитие нужно обсуждать с привлечением всех участников рынка. После того как мы уже определимся, каким должно быть соцобслуживание в будущем, вы (СО НКО. — Прим. ред.) будете привлечены к оценке и доработке стандартов».


Фото предоставлено организаторами

По словам директора Агентства социальной информации Елены Тополевой, сейчас настало уникальное время, когда не только некоммерческие организации, но и профильные госорганы хотят, чтобы ситуация на рынке предоставления соцуслуг изменилась к лучшему.

«Если мы объединимся, то все у нас получится», — заявила Елена Тополева. Она привела недавно опубликованную статистику Минэкономразвития, где описана динамика роста количества НКО, которые оказывают социальные услуги, и увеличение средств, которые им выделяют на эти цели.

Соцзащита стала лидирующей сферой по предоставлению услуг, хотя до 2015 года не было в ней ни одной НКО. Однако экспертов настораживает тот факт, что иногда поставщиками услуг становятся НКО, реорганизованные из бывших бюджетных учреждений.

«Таких примеров много по стране, но никто не анализировал и не знает конкретно сколько, — подчеркнула директор АСИ. — В Общественной палате в ближайшее время мы дадим общественно-экспертную оценку всему, что происходит на рынке предоставления соцуслуг. Потому что плохо, когда тотально так делают и закрывают таким образом доступ настоящим НКО в этой области. Есть, конечно, некоторые субъекты, которые пускают на рынок и настоящие НКО, и перерегистрируют бюджетные организации. И потом смотрят, как это развивается. Хорошо бы, чтобы кто-то этот вопрос из наших экспертов детально проанализировал».

Жалобы СО НКО

Елена Тополева перечислила также, на что обычно жалуются поставщики соцуслуг.

«Типичная ситуация — тарифы и возмещение затрат, понесенных НКО, все жалуются, что они безумно низкие. И тарифы отличаются друг от друга в разных регионах, — говорит эксперт. — В то же время НКО предоставляют услуги и ждут потом возмещения. А им могут сказать: «В бюджете такого количества средств не прописано, потому что мы не думали, что за вашими услугами обратится такое количество людей». И происходят невыплаты, задержки».

В этой связи председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак предложил пересмотреть методику определения тарифов в разных регионах, чтобы суммы были не настолько разными, как сейчас. «Где-то есть завышение, а где-то занижение. Нужно адекватное соотношение реальной работы с деньгами — здесь нужна большая прозрачность», — считает Спивак.

Среди жалоб НКО — разные требования к отчетности. Бюджетные организации могут подавать ее в электронном виде, а некоммерческие — только в бумажном, что, по словам экспертов, сложнее и трудозатратнее.

Еще одна жалоба — большое количество проверок. Представители НКО говорят: «Мы еще ни одной услуги не оказали, а выстроилась уже огромная очередь из проверяющих».

«Реестр поставщиков — не про ту конкуренцию, которая есть сейчас, а про ту конкуренцию, которая возможна, — полагает Александр Спивак. — У организации появляется право на получение компенсации за оказанные услуги. Оно установлено федеральным законом и не зависит от решения конкретных органов власти. Реестр поставщиков — это приглашение выйти на рынок под те услуги, которые уже регламентированы законом».

Однако существует главная проблема: в реестр не могут попасть узконаправленные небольшие организации, оказывающие всего несколько услуг. Отбираются обычно крупные и разнопрофильные организации. Это лишает возможности конкурентного доступа и использования потенциала НКО в частных случаях, считает Александр Спивак.

Тем не менее Игорь Шпицберг, руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир», призвал НКО прийти к пониманию, кому и какую помощь они оказывают.

«Вот мы, например, занимаемся с людьми с аутизмом. Наши подопечные не попадают ни в какие реестры. Когда дети маленькие, родители не оформляют инвалидность и думают, что диагноз изменится. Дети среднего возраста могут иметь другой диагноз. И то, что у ребенка есть аутизм, официальные органы никогда не узнают, а узнают только общественные организации от тех же родителей, кто к нам за помощью приходит. А такие люди нуждаются в социальной занятости», — подчеркнул эксперт.

Предложения

Однако, как вписать в стандарт уникальную услугу НКО? Это в том числе обсудили участники дискуссии. Представители СО НКО привели примеры таких услуг: социализация/адаптация семей, в которых есть люди с особыми потребностями, работа не с отдельными категориями нуждающихся, а с их семьей, ближайшим окружением; сопровождаемое проживание/тренировочные квартиры и т.д.

По словам собравшихся, сложно вписать в стандарт  индивидуальный и гибкий подход в зависимости от реальной потребности нуждающихся. И часто стандарты не соответствуют этим потребностям. Поэтому предложено их сделать более детальными, с возможностью вносить изменения.

Также вместе с НКО власти могли бы пересмотреть реестр и стандарты. И дать возможность, в частности, успешным и востребованным проектам тоже стать социальной услугой.

Представители некоммерческого сектора также подчеркнули необходимость разработки инструкции для НКО: как войти в реестр. Как считают представители третьего сектора, нужно создать инкубатор НКО, готовых войти в реестр.

Кроме того, обсудили и процедуру поиска нужных услуг. Чтобы получатели услуг смогли легко найти организацию, отвечающую их потребностям, нужно информацию об НКО-поставщиках услуг размещать на портале mos.ru. А базы нуждающихся, о которых известно и чиновникам, и НКО, объединить.

Встреча, которая прошла 12 июля, открыла серию дискуссионных площадок с участием представителей СО НКО. Дискуссионную площадку «СО НКО как участники реестра поставщиков социальных услуг: снять ограничения и расширить участие» проводят Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, Агентство социальной информации и ГБУ «Моя карьера» в рамках проекта «Всем тут место». Следующая встреча состоится 18 июля.