036

Результаты социологического исследования: уровень адаптированности сотрудников РЦК к дистанционному режиму работы

В условиях карантина некоммерческим организациям пришлось переключиться на новый формат работы и использовать это время для обретения полезных навыков, внедрить в свою деятельность ранее неиспользовавшиеся инновационные методы и технологии взаимодействия с целевой группой.

Ресурсный центр поддержки гражданского общества Кубани уже больше двух месяцев ведет свою деятельность дистанционно. На информационных ресурсах организации проводятся прямые эфиры с экспертами в юридической, бухгалтерской, проектной работе, ведется информационное освещение деятельности краевых некоммерческих организаций. Для того чтобы оценить результаты перевода трудового коллектива на удаленную работу, было организовано и проведено аналитическое исследование.

Его главной целью стало выявление общего уровня адаптированности сотрудников к дистанционному режиму работы. По итогам исследования выявилось, что абсолютное большинство адаптировалось к новому формату работы.

В исследовании участвовало 11 сотрудников Ресурсного центра поддержки гражданского общества Кубани. Средний возраст сотрудника – 24 года. Во многом благодаря молодому возрасту коллектива, адаптация к новым условиям работы прошла быстро и успешно. Сотрудникам было предложено оценить, насколько по своим ощущениям они смогли адаптироваться к удаленной работе, используя для ответа четырехбалльную шкалу оценки: отлично, хорошо, удовлетворительно и плохо. Большая часть опрошенных (63,6%) выбрали вариант «отлично», 36,4%  — «хорошо».

Уровень мотивации большинства (90,9%) сотрудников не изменился, а у 9,1% даже увеличился. Это может быть связано, в первую очередь, с необходимостью в самоорганизации и выстраивания рабочего графика в соответствии со своими потребностями и бытовыми привычками, что позволяет сотрудникам самостоятельно перераспределять рабочее время и увеличивать собственную продуктивность.

Большая часть сотрудников (63,6%) подчеркнула, что удаленная работа является очень комфортной 36,4% опрошенных удовлетворены условиями работы, но могли бы предложить еще кое-что улучшить. Данные замечания касаются в основном технических аспектов работы (улучшение интернет-соединения и т.д.).

Исследование позволило выявить основные проблемы работы в дистанционном режиме: невозможность разграничения работы и личной жизни (указало 72,7% сотрудников); социальная изоляция и недостаток живого общения (63,6%) и технические сбои (27,3%).

Потребность в балансе между работой и личной жизнью действительно выходит на первый план в новых условиях. Рекомендациями в этой ситуации могут быть: от наименее затратных по времени — прочтения статей на тему тайм-менеджмента, до проведения вебинаров на тему организации удаленной работы для сотрудников.

Самой главной составляющей организации работы в удаленном режиме является планирование. Для того чтобы эффективно организовать работу проектной команды, на помощь приходят современные инструменты для постановки задач. К примеру, такая система организации дел как Trello позволяет разграничить входящие задачи, задачи в процессе решения и готовые задачи (архив), а также сохранять актуальную информацию (алгоритм выполнения работы, инструкции для сотрудников и т.д.). Такая система управления проектами позволяет грамотно координировать процессы разных отделов организации, выстраивать их взаимодействие. В организациях IT-индустрии распространена практика учета количества часов, затрачиваемых на решение тех или иных задач. Такой инструмент хорошо подходит для контролирования выполнения трудоёмких объемных проектов (например, создания информационного ресурса).

Не менее важной проблемой сотрудники отметили нехватку живого общения и социальная изоляция. Перевод коллектива на удаленный формат работы не должен обозначать потерю личной коммуникации, и в этом случае на помощь приходит создание общих корпоративных чатов, проведение планерок в онлайн-режиме. Сотрудники должны быть осведомлены обо всем, что происходит в организации на данный момент, будь то трудоустройство нового сотрудника, завершение крупного проекта или изменения в режиме работы. Отлаженная коммуникация с руководителем позволяет добиться максимальной отдачи от сотрудников, а постоянная связь и обмен информацией с командой помогают выполнять свою работу на том же уровне, что и в офисе.

Выделенные сотрудниками технические проблемы и недостаточное владение компьютерными программами позволяет сделать вывод, что необходимо провести дополнительное обучение, проинструктировать, как пользоваться теми или иными платформами для решения конкретных задач.

В ходе исследования были также выделены преимущества работы в дистанционном формате. Больше всего сотрудники ценят возможность самостоятельно распределять свое рабочее время, составлять график работы и отдыха, согласно личным биоритмам. Развитие навыков самоорганизации, повышение личностной эффективности и приобретение нового полезного опыта – такие возможности, в первую очередь, извлекают сотрудники организации из сложившейся ситуации.

На втором месте по популярности — комфортные условия работы и практичность, которая выражается в экономии времени и денег на дорогу до работы. Удаленная работа позволяет полностью контролировать свое рабочее место, организовать пространство таким образом, чтобы минимизировать воздействие всех отвлекающих факторов. Отдельно сотрудники выделили возможность контролировать свое питание и экономить время и деньги на обед.

А также среди преимуществ перехода на дистанционный режим были выделены новые возможности не только для сотрудников, но и для самой организации: новый формат взаимодействия с гражданами, обучение новым технологиям. В качестве примера, можно привести осваивание современных платформ для проведения видеоконференций (Skype, Zoom), прямых эфиров (Youtube, Instagram), разработка и продвижение информационных ресурсов.

Таким образом, быстрая адаптивность к изменившимся условиям работы позволила организации и ее сотрудникам выйти на новый уровень, где конкуренция, можно сказать, отсутствует.