Sessiya-partnerstvo-fondov

Фонды поделились примерами успешных и неудачных партнерств в благотворительности

На XI ежегодной конференции газеты «Ведомости» «Благотворительность в России» представители благотворительных фондов поделились «живыми историями» различных партнерств, успешных и не очень. Эксперты оценили, в чем удачи и неудачи создания партнерских отношений между фондами и компаниями, какие проекты в большей степени нуждаются в партнерских коалициях и каковы стратегические перспективы партнерств.

Сегодня многие крупные фонды и компании в поисках эффективных решений для реализации программ в сфере здравоохранения, образования и культуры видят потенциал в совместной деятельности. Роль партнерств возрастает, отмечают эксперты, однако стоит принимать в расчет опыт уже состоявшихся партнерств, чтобы не совершать ошибок в будущем и, напротив, использовать наиболее удачные примеры.

Одним из успешных видов партнерства является Благотворительное собрание «Все вместе», созданное 10 лет назад и насчитывающее 40 московских фондов, считают представители благотворительных фондов. По словам Екатерины Бермант — директора Благотворительного фонда «Детские сердца», входящего в собрание, партнерство создалось как «некое товарищество, круг друзей, подруг», а сейчас это уже некий профсоюз.

«Мы тогда считали, что создаемся для того, чтобы быть единой точкой входа для людей, которые хотят получить помощь, информацию о благотворительности в России, учиться на опыте друг друга, поддерживать ресурсами. Мы хотели создать некий реестр, «белую книгу»: те, кто у нас – это знак качества. Но позже выяснилось, что цели и задачи могут меняться в течение времени. Сейчас мы понимаем себя как некую профсоюзную организацию, созданную для популяризации идей благотворительности, поддержки друг друга, повышения общего веса благотворительного слова. Многие достижения могут быть осуществлены, когда под общим письмом, обращением стоит подпись 40 фондов, как, например, это произошло с инициативой Минтруда про памперсы», — рассказала Екатерина Бермант.

У фонда «Подари жизнь!» другой пример успешного партнерства: с региональными благотворительными организациями.

«Мы поняли, что «рука Москвы» не дотянется до каждого региона, поэтому надо развивать региональную программу. Региональные фонды получают от нас организационную и финансовую поддержку при направлении детей на лечение из регионов в Москву. Мы передаем иногда благотворителей в регионы, просим их поддержать тех, кто рядом. Что наш фонд получает от партнерства? Прежде всего, информацию о том, как обстоят дела в региональных больницах. Мы можем спокойно передавать детей на продолжение лечения в регионах, зная, что о них позаботятся. Мы также получаем необходимые контакты в регионе, можем передавать целое направление деятельности, которым мы сами не можем заниматься. Сейчас организуются службы паллиативной помощи, благодаря, в том числе фондам, с которыми мы взаимодействуем в Челябинске, Новосибирске и Казани», — рассказывает Екатерина Чистякова, директор фонда «Подари жизнь!»

По ее словам, такое партнерство создало платформу для того, чтобы региональные фонды могли поддерживать друг друга. Часто совет, данный экспертами фонда из Челябинска, Новосибирска оказывается более полезным, чем консультация представителя фонда из Москвы, поскольку условия работы в столичном мегаполисе и регионах различаются.

В качестве показательного примера она привела такую историю: ребенок после операции летел из Москвы во Владивосток. В полете несколько раз у него случались остановки дыхания. Экипаж самолета принял решение сесть в Братске. Багаж мамы ребенка полетел во Владивосток, ребенок в реанимации, мама оказалась одна.

«В Братске есть фонд, который ее накормил, одел, поддержал. Иркутский фонд организовал билеты до Владивостока, когда состояние ребенка стабилизировалось. Вся эта забота была полностью на региональных фондах, нам оставалось только прислать реаниматолога. Есть такие экстренные случаи, которые можно решить только вместе. И региональные фонды знают «тонкие настройки». И не всегда региональные фонды – это «какие-то фондики». Есть фонд в Казани, который гораздо лучше нас справляется с фандрайзингом, — построил собственный хоспис. Благотворительный фонд «АдВИТА» в Петербурге тоже сильный фонд», — рассказала Екатерина Чистякова.

Президент фонда «Линия жизни» Фаина Захарова, напротив, привела пример неудачного партнерства, который, по ее словам, оказался «стрельбой из пушки по воробьям». Речь идет о проекте «Жизнь в движении. Килиманджаро-2014», который был совместно организован фондами «БЭЛА», «Линия жизни», «Артист» и Happy Families International Center. Суть проекта заключалась в том, что молодые люди с ограниченными возможностями совершают восхождение на самую высокую точку Африки – Килиманджаро с целью привлечения внимания к благотворительности в целом и, в частности, к деятельности фондов.

«За неделю до начала проекта выяснилось, что нет счета, на который надо переводить деньги, нет номера, на который нужно отправлять SMS. Изначально предполагалось, что будут включения, активная интернет-поддержка, в том числе в Facebook, поскольку в проекте много медийных лиц. К сожалению, все было продумано, кроме технологической базы. Мы успели за неделю предоставить свой счет, дать свой прямой номер для SMS, но это уже не спасло ситуацию. В результате в сознании СМИ перемешались два послания: люди с ограниченными возможностями поднимаются на Килиманджаро и наличие трех фондов за ними, для которых нужно собрать деньги. Мы не смогли это донести, собрали всего 149 тыс. рублей для трех фондов. Такое партнерство — полный провал», — говорит Фаина Захарова.

По мнению участников дискуссии, в каждом партнерстве надо делать выводы, договариваться, с самого начала распределять ответственность между всеми участниками.

Как считает руководитель дирекции семейной филантропии ФК «Уралсиб» Ольга Федосеева, каждой организации важно найти правильного человека при создании партнерства.

«Не только человека, который горит идеей, верит в эффективность партнерства, но и который обладает организационным и административным ресурсом, может решить вопрос выделения ресурсов и во время реализации партнерской инициативы и после получения ее результатов. И самое главное – это вера, без нее не будет достижений, результатов», — говорит Федосеева.

«Для меня разговор о партнерстве важен в первую очередь в контексте необходимости большей солидарности сектора. Через краткосрочные партнерства, долгосрочные, многосторонние, двухсторонние будет достигаться эта задача общего действия. Важно, чтобы это работало на объединение больше, чем на разъединение. Стоит помнить о том, что партнерство – это не цель, это средство для достижения результата», — резюмировала директор CAF Россия Мария Черток.